Ким Ольга Александровна

Ким Ольга Александровна

Учитель-дефектолог

Образование — высшее, Санкт-Петербургский институт специальной педагогики и психологии, 2007 г.,

Специальность по диплому — специальная дошкольная педагогика и психология, педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии, специальный психолог.

Должность: учитель-дефектолог

Стаж работы: педагогический 29 лет, в должности учителя-дефектолога в данном учреждении 7 лет 5 мес.

Повышение квалификации

по занимаемой должности Сертификат «Обзор дополнительных систем коммуникации для детей с нарушением речевого развития и аутизмом», 16ч.,Центр лечебной педагогики г. Москва, 2013г., Сертификат «Языковая программа Макатон в России для специалистов» тренинг базового уровня(1,2,3,4 модули), 16ч.,Центр лечебной педагогики, г. Москва 2013г.
«Информационные технологии в специальном образовании», 72 ч., удостоверение №432, 2009 г МУДО Центр творческого развития и гуманитарного образования «Информационные технологии» «Использование ПК в предметной деятельности», 36 часов, удостоверение №100/717-к, 2009г.

Результаты аттестации

Присвоена первая квалификационная категория

Работа с интерактивным оборудованием

Интернет, компьютерные программы, мультимедиа, DVD

Награждения, грамоты, дипломы

Почетная грамота Управления образования администрации Калининградской области от 28.09.04.,
грамота учреждения 2010 г., грамота учреждения 2012г.

Используемые методики и инновационные технологии, результативность их использования в работе

Для развития познавательной сферы детей использую различные приемы и методы, дидактические, сюжетно ролевые и театрализованные игры, а также компьютерные обучающие программы и развивающие игры. Для более эффективной работы применяю инновационные и здоровьесберегающие технологии.
Например:
1. Инновационную, здоровьесберегающую методику Александра Сметанкина «УЧИМСЯ И ОЗДОРАВЛИВАЕМСЯ» Биологическая обратная связь (БОС-Здоровье),
2. Языковую программу Макатон использую для детей с широким спектром коммуникативных трудностей (с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, генетическими синдромами, множественными нарушениями и т.д.) которым трудно:
• удерживать внимание и слушать другого человека
• понимать речь других людей
• прогнозировать дальнейшее развитие событий
• осуществлять процесс говорения
• сообщать другим о своих чувствах, желаниях и предпочтениях

Также обучаю их окружение — родителей, специалистов, родственников и друзей, Все они должны уметь пользоваться этим словарем.

Способность общаться — один из самых важных навыков, необходимых нам в жизни. Каждодневные занятия такие как, например, обучение в группах развития, школе или поход в магазин, решение проблем, отдых, знакомство с новыми друзьями — почти всё, что мы делаем, включает в себя общение.

Макатон (TheMakaton) — это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться.
Она способствует развитию таких важнейших психических функций, как мышление, речь, внимание, восприятие.

Языковая программа Макатон была создана в 1972–73 гг. в Великобритании логопедом Маргарет Уокер для детей и взрослых с разнообразными познавательными и коммуникативными проблемами. Эксклюзивный представитель языковой программы Макатонв России — РБОО «Центр лечебной педагогики». Проект по адаптации программы в России реализуется с конца 2008 года.

Главной задачей при использовании программы Макатон является организация работы, направленной на поддержку импрессивной речи, то есть понимания, и развитие собственной, экспрессивной речи.

Работа в русле программы Макатон эффективна при совместном использовании речи, символов, и жестов. Настоятельно рекомендуется специалистам, которые начинают использовать Макатон в своей работе, учить жесты и использовать их совместно с символами.

Символы — важнейшая часть программы Макатон. Они обеспечивают неизменную и очевидную опору на смысл того, что говорится в данный момент посредством звучащих слов или жестов. Они могут использоваться в сочетании с жестами и речью или только с речью. Как и жест, символ формирует пиктографический образ понятия.

Насколько это возможно, все символы программы Макатон отвечают трем важнейшим критериям разработки символов:
— символ максимально пиктографичен, то есть как можно более полно отражает свойства изображаемого реального объекта или субъекта и благодаря этому передает смысл понятия;
— символ прост и схематичен, его легко нарисовать от руки и можно использовать в повседневной жизни для написания писем, рецептов и инструкций;
— символ отражает категории и понятия языка и помогает изучать его грамматику.
Некоторые дети с особенностями развития предпочитают символы жестам в силу их простоты и схематичности — например, дети с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Тем не менее, рекомендуется даже в случаях явного предпочтения символов продолжать использовать речь и жесты, чтобы окружать человека полноценной языковой и коммуникативной средой.

Высокая результативность данной методики обусловлена следующим:
• использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива.
• Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.
• Символы Макатона часто и с большим успехом используются в рамках других обучающих программ, например, TEACCH или PECS.
• Макатон — очень гибкая программа, которая может быть адаптирована под нужды каждого конкретного пользователя и применяться на подходящем для него уровне.

Благодаря настоящей методике многим детям с коммуникативными и речевыми трудностями проще общаться и учиться, сообщать о своих желаниях и нуждах, узнавать новое, а главное — принимать более активное участие в жизни общества.

3. Систему Нумикон (математические представления). Авторы данной методики Руфь Аткинсон, Роми Тейкон и доктор Тони Вингот. На русский язык переведена в 2010 году благотворительным фондом «Даунсайд Ап».
Чтобы использовать Нумикон наилучшим образом, нужно понимать, что стоит за его дизайном.
Формы Нумикона были разработаны специально для того, чтобы задействовать для лучшего понимания сути числа три ключевые сильные стороны маленьких детей:
• способность обучаться на практике
• способность обучаться наблюдая
• способность распознавать паттерны (формы)

Формы Нумикона устроены таким образом, чтобы дети могли манипулировать ими, изучать и сравнивать. Дети могут наглядно представить, что числа каким-то образом связаны между собой и, манипулируя деталями, установить эти связи. Они поймут, что числа – это не просто какие-то странные штуки, возникающие сами по себе, а напротив, строго организованная система.

Хотя Нумикон был разработан в первую очередь для того, чтобы помочь детям научиться наглядно представлять числа (не пересчитывая) и обращаться с ними, работая с формами, переворачивая, соединяя и передвигая их, дети заодно узнают много важного о пространстве и форме. В частности, они знакомятся с вращениями и перемещениями.

С помощью Нумикона дети получают опыт оперирования числами и учатся выстраивать многочисленные ассоциации.

Данная методика помогает детям наглядно представлять числа и обращаться с ними, устанавливать связь и понятие «цифра- количество», развивает математическое мышление.

Потенциальные пользователи Нумикона – дети с синдромом Дауна, множественными нарушениями в развитии и снижением интеллекта.

Ким Ольга Александровна

Мастер-класс по языковой программе Макатон

© 2018 Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Детство"